Проведем мысленный эксперимент.
Берем десяток-другой людей, и запираем в некоем помещении. Время от времени мы, экспериментаторы, передаем кому-то из них (разным людям) то хлеб, то воду. Любые попытки насильственного отнятия еды пресекаются: заходят охранники и бьют агрессора.
Итого у одних из наших подопытных есть только хлеб, а у других - только вода. Т.к. для жизни нужно и то, и другое, они вынуждены друг с другом меняться.
Чем будет определяться курс хлеба к воде?
И то, и другое благо в рамках данной группы людей не производится. Никоим образом подопытные не способны повлиять на количество воды и хлеба, поступающее в это помещения.
ЦЕННОСТЬ (стоимость) и у хлеба, и у воды будет. А вот ТРУДА по их производству - нет. Следовательно, данную ценность (стоимость) невозможно объяснить затратами труда на их производство или воспроизводство.
Таким образом, мы видим пример формирования ценности благ, который не может быть объяснен в рамках трудовой теории ценности, однако прекрасно объясняется теорией предельной полезности.
PS: Конечно, на производство хлеба и воды затрачивается труд людей ВНЕ экспериментальной группы, но эти затраты труда никоим образом не влияют на обменный курс между водой и хлебом в эксперименте. Изменяя объемы передаваемых подопытным благ, мы можем сформировать любой курс.
PPS: По этому поводу сейчас веду дискуссию с Анатолием Вассерманом:
http://awas1952.livejournal.com/839397.html?thread=67329253#t67329253
И паралелльно - в журнале у Даниила Горбатенко:
http://citizen-global.livejournal.com/511816.html#comments
.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →