?

Log in

No account? Create an account
 
 
29 Август 2007 @ 13:39
Статистика-2  
СТАТИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ: СКОЛЬКО В РОССИИ АТЕИСТОВ И ПРАВОСЛАВНЫХ..


Православные христиане составляют
до 90 процентов населения страны.
Андрей Кураев



Всем известно мудрое правило: "Доверяй, но проверяй!".
Вот только не все знают, что из этого правила есть важное исключение, в случае которого необходимо руководствоваться принципом "Проверяй, проверяй и еще раз проверяй!":

"Как бы ни был правдив человек, но раз он католический епископ, ему приходится лгать".
(Жан Жак Руссо)


Разумеется, данная фраза распространяется на всех священнослужителей любой религии.
И сейчас я это докажу.



В качестве источника информации я использую ВЦИОМ, ФОМ и Левада-Центр.
Если кому-либо известна информация по данному вопросу из иных заслуживающих доверия источников, то прошу сообщить ее в комментариях. А пока что приступим к разоблачению статистической сказки.

Всего неверующих (по самоопределению): 33%.


Строго атеистов: 17%.
Не верящих ни в какие сверхъестественные силы и явления: 18%.


Вот и численность атеистов. :-P


Максимальная оценка числа православных (по самоопределению) дает 63%, однако значительная часть даже в Бога не верит!

(Т.к. всего в Бога веруют лишь 55% россиян, и в это число входят не только православные, но и вообще все монотеисты (мусульмане, иудеи, католики, протестанты и т.п.), а также те, кто в Бога верует, но ни к какой религии себя не относит. Т.е. меньше половины православных веруют в Бога.)


Вот еще несколько цифр:

Во что или в кого Вы верите? (Любое число ответов)

(Привожу цифры лишь за 2007 год)

В Бога _____________________________________________ 55
В приметы ______________________________________________ 23
В некую сверхъестественную силу _________________________ 16
В НЛО, инопланетян ______________________________________ 7
В загробную жизнь __________________________________ 9
В гороскопы ____________________________________________ 10
В колдовство, магию _____________________________________ 9
В переселение душ ______________________________________ 6
В судьбу _______________________________________________ 42
В воздаяние за грехи ________________________________ 19
Во что-то еще ___________________________________________ 4
Не верю ни в какие сверхъестественные силы и явления ______ 18
Затрудняюсь ответить ____________________________________ 2


Если же добавить хотя бы минимальную воцерковленность, то численность православных и вовсе упадет до 2-3%.
А вот численность атеистов даже по самым жестким критериям не упадет ниже 16-18%.
Если, конечно же, не полагать, что атеизм - это "вера в несуществование Бога": в таком случае атеистов среди россиян будет всего 6%, однако по такому определению даже я атеистом не буду!


ДОПОЛНЕНИЕ от 27.02.2008:

Просмотрев исследования по указанным выше ссылкам, легко убедиться, что (с погрешностью примерно 3,5%):
1) В Бога не веруют 45% россиян.
2) Не относят себя ни к какой религии 33% россиян.
3) Не верят ни в какие сверхъестественные силы и явления 18% россиян.
4) Считают себя атеистами 17% россиян.
5) Твердо уверены в несуществовании Бога 6% россиян.

Из вышеуказанного следует, что:
а) Далеко не каждый не верующий в Бога считает себя атеистом (сравните 45%, 33% и 17%).
б) Число не верящих ни в какие сверхъестественные силы и явления поразительно точно совпадает с числом атеистов (18% и 17%).
в) Агностицизм - это просто политкорректное название атеизма, ибо меньше трети атеистов России считают, что атеизм заключается в твердой уверенности в несуществовании Бога (6% из 17%).


ДОПОЛНЕНИЕ от 10.05.2008:

Статистика по воцерковленности - здесь.
 
 
 
(Анонимно) on Сентябрь, 29, 2007 11:47 (UTC)
Алексей Сергеевич, всё же с первого взгляда как-то непонятно, хорошо хоть внизу выводы есть, Вы бы табличку что ли ...
Ерпылёв Алексей Сергеевичas_merlin on Сентябрь, 29, 2007 12:36 (UTC)
Табличку с чем?
(Анонимно) on Март, 18, 2008 14:20 (UTC)
Отличный пост. Большое спасибо.
(Анонимно) on Апрель, 15, 2008 13:30 (UTC)
Есть ОН или нет-не вопрос,вопрос в том что нужно мне чтобы бог сущевствовал?Мне этот садист-не нужен и знать его не желаю,а при встрече я-бы плюнул в его харю,и пусть дальше меня мучает-ПАДОНОК!
(Анонимно) on Апрель, 15, 2008 13:32 (UTC)
Присоединяюсь!!!
Ерпылёв Алексей Сергеевичas_merlin on Апрель, 15, 2008 13:34 (UTC)
Ой как все запущено...

А почему анонимно пишешь?
(Анонимно) on Октябрь, 17, 2012 21:47 (UTC)
Хах)))) присоединяюсь
Вячеславcheslavkon on Апрель, 17, 2008 15:17 (UTC)
Неуверен в цифрах. Проще подсчитать на службе. Давая пложительный ответ на вопрос о вероисповедании, многие респонденты говорят, как принято в регионе, зачастую опасаясь последствий. Но и на службе трудно сосчитать правильно: кто-то не пришёл (причин может быть много). А кто-то пришёл "свечку поставить, чтоб у соседки корова сдохла"(Это-верующие?).
Я верующим не даю больше 6%, неверующим-45. У остальных-такая каша в голове...
Я- не прав?
Ерпылёв Алексей Сергеевичas_merlin on Апрель, 18, 2008 15:57 (UTC)
А о том и речь: разница между верующими по самоопределению и теми, кого вообще язык повернется назвать верующими, просто потрясающая. Их численность разнится едва ли не на порядок!
Антон Симоновriki on Апрель, 18, 2008 20:36 (UTC)
Алексей, бывает ложь, бывает наглая ложь, а бывает статистика. Ваш пост - статистика.

Позволю себе отвлечённый от темы, казалось бы, комментарий. Я учился в юридическом ВУЗе, и на Теории государства и права мы походили типы государства по отношению к религии - теократическое, клерикальное, светское, атеистическое. Это - программа, она утверждена государством. Так? Так вот, на экзамене я получил пятак (единственный у нашего препода), доказав, что не бывает атеистического государства. Проще говоря, я доказал, что и коммунизм - религия.

Это я к чему. Можно не верить в сверхъестественные силы и быть глубоко религиозным человеком... Религия не есть вера в сверхъестественное, я могу поклоняться Иосифу Виссарионовичу или Blue Gene 2, однако...

С наилучшими пожеланиями ;)
Ерпылёв Алексей Сергеевичas_merlin on Апрель, 18, 2008 20:52 (UTC)
//////////
Так? Так вот, на экзамене я получил пятак (единственный у нашего препода), доказав, что не бывает атеистического государства. Проще говоря, я доказал, что и коммунизм - религия.

Это я к чему. Можно не верить в сверхъестественные силы и быть глубоко религиозным человеком... Религия не есть вера в сверхъестественное, я могу поклоняться Иосифу Виссарионовичу или Blue Gene 2, однако...
//////////



Возможно, Вы удивитесь, но... Я АБСОЛЮТНО СОГЛАСЕН С ВАМИ!
Я сам неоднократно участвовал в дискуссиях по поводу того, что хотя Маркс или Ленин - атеисты, но марксизм-ленинизм как госидеология СССР - религия (ну или псевдорелигия, если быть точнее). Точно также и насчет чучхе. А среди более старых аналогичной же псевдорелигией является конфуцианство.
Что такое псевдорелигия? Это система представлений, являющихся атеистичными, но "обросшая" культом и выполняющая в обществе социальные функции религии.

И атеизм не живет в клетке. Его нельзя сделать госидеологией.
Атеизм, превращенный в госидеологию, обрастает культом и умирает, превращаясь в псевдорелигию.
Антон Симоновriki on Апрель, 20, 2008 09:27 (UTC)
Атеизм, превращенный в госидеологию... ...умирает, превращаясь в псевдорелигию.

Распечатаю и повешу на стенку :) Спасибо.
Ba-ldei Agademographer on Май, 10, 2008 06:26 (UTC)
я бы ещё добавил, что в коммунизме
очень много сверхъестественных представлений :)
Shlyapashlyapa_dvb on Февраль, 21, 2009 23:15 (UTC)
>>>> ну или псевдорелигия, если быть точнее

Мне кажется, приставка квази- тут была бы точнее. Коммунизм — квазирелигия, почти религия, совсем чуть чуть не религия.

Формулировки «псевдорелигии» или «лжерелигия» мне видятся абсурдными. Из той же оперы, что и «секта». Эти для адепта какой-нибудь религии все остальные религии лже- и псевдо-, а адепты других религий в его глазах сектанты. Но для тех, кто не исповедует никакой религии все религии в равной степени и лже-, и псевдо-.
Ерпылёв Алексей Сергеевичas_merlin on Февраль, 22, 2009 07:48 (UTC)
Можно и квазирелигией называть: тоже неплохо.
оОterekhov on Апрель, 15, 2009 20:53 (UTC)
Я тут тоже слегка дискутировал с одним верующим, а он мне вот эти цифры:
http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel_rel/religion/d085010#Abs3
Касаемо веры - предпоследняя таблица. Меня удивило соотношение православный/атеист среди людей с высшим образованием. Это противоречит здравому смыслу, да и Докинз с его статистикой вспоминается... Что скажете?
Ерпылёв Алексей Сергеевичas_merlin on Апрель, 15, 2009 21:19 (UTC)
В таких исследованиях погрешность измерения - около 4%. Разница в пару процентов ничего не означает: случайные отклонения. Т.е. согласно данному исследованию, в современной России нет корреляции между атеистичностью/религиозностью и уровнем образования.

Почему так?
Потому что за последние пару десятилетий высшее образование изрядно девальвировалось, и теперь "корочка" о нем есть почти у всех. В современной России (в отличие и от СССР, и от развитых стран современного мира) люди с высшим образованием ни по интеллекту, ни по реальным знаниям не отличаются от людей со средним образованием. В вузы сегодня могут поступить почти 100% школьников, притом во время учебы спокойно могут "протирать штаны" без риска быть отчисленным.

Склонность же к атеизму коррелирует с интеллектом и знаниями, а не с наличием бумажки о высшем образовании. Но в рамках соцопроса тяжело проверить уровень респондентов. Хорошо бы сравнить исследование по стране в целом с исследованием по ученым. Все же в науку до сих пор идут те, кто поумней и лучше образован, чем среднестатистический выпускник вуза.
оОterekhov on Апрель, 15, 2009 21:30 (UTC)
Я вот как раз привёл пример из того же Докинза о проценте верующих в Королевском научном обществе: http://n-v-e.livejournal.com/14209.html?thread=157313#t157313
Если не возражаете, я дам ссылку на ваш пост в придачу.
Ерпылёв Алексей Сергеевичas_merlin on Апрель, 15, 2009 21:39 (UTC)
Ну конечно не возражаю! :)))
spivakispivaki on Июль, 27, 2009 19:56 (UTC)
а можно же быть верующим в Бога и верящим в науку, почему бы и нет?!
Ерпылёв Алексей Сергеевичas_merlin on Июль, 27, 2009 21:22 (UTC)
Что значит "быть верящим в науку"?
Да и как это связано с темой данного поста?
spivakispivaki on Июль, 27, 2009 21:27 (UTC)
это я неправильно написал - надо было оформить как ответ на предыдущий комментарий, а я оформил - как на ваш главный пост.

там в предыдущем комментарии pinkbeary86 пишет "Я, например, считаю себя атеистом. Ярым атеистом. Верящим в науку"

А с темой поста я согласен. Бедненькую статистику кто только не использует в своих целях, только ленивый! Я бы за каждое неправильное статистики в своих целях ставил прокол в паспорте: набрал три прокола - отправляйся на принудительный недельный курс занятий математикой, с экзаменом в конце!
(no subject) - gavrioutchenkov on Октябрь, 15, 2009 08:59 (UTC) (Развернуть)