?

Log in

No account? Create an account
 
 
23 Ноябрь 2007 @ 18:01
Алексеизм  
На форуме Кураева как то раз зашел разговор по поводу того, можно ли придумать более-менее оригинальную религию (которая не выглядела бы калькой уже существующей), или же достигнут предел человеческой фантазии, и возможны лишь разные вариации на одни и те же темы. Я сочинил религию. Разумеется, провести аналогии с реальными религиями можно, но именно что аналогии: отличия слишком велики, чтобы Алексеизм можно было бы считать "переделкой" какой бы то ни было религии. Или я просто таковых не знаю?

Очень удобно ссылаться в дискуссиях с верующими на Алексеизм: Летающий Макаронный Монстр уже слегка надоел, да и проработка пастафарианства куда поверхностней, чем Алексеизма.

В общем, приступим.




АЛЕКСЕИЗМ.


1. Является глубокой модификацией пантеизма, превращающей его в религию.
2. Термины, используемые в тексте (Айлфир, мернайл) представляют собой произвольные наборы букв с целью избежать излишних ассоциаций.
3. Такие термины, как Единый Разум (ЕР), Единый Доразум (ЕД) и Единый Постразум (ЕП), столь же произвольны: мне стало лень придумывать слова. Разумеется, при написании священных книг Алексеизма следует придумать им иное название.


Основные идеи и представления.

Мир состоит из Вселенной и Единого Разума (ЕР). Они неотделимы друг от друга, и их можно считать аналогией тела и психики соответственно. Т.е. такое деление довольно условно, и ни в коем случае нельзя воспринимать Вселенную и ЕР как некие "параллельные миры": мир един и неделим.

Чисто теоретически, мир может:
а) Существовать в одном из двух стационарных состояний: Единый Доразум (ЕД) и Единый Постразум (ЕП). При этом первое из них является несовершенным, а второе - совершенным.
б) Существовать в нестационарном состоянии: в наблюдаемом нами виде. В таком случае он представлен Вселенной с Единым Разумом (ЕР).
в) Не существовать вообще. В таком случае он может быть выражен в виде Вселенной, в которой нет живых существ (однако обратное неверно: если Вселенная есть, а живых существ в ней нет, то это вполне может быть ситуацией из п. б). Вселенную без ЕР можно сравнить с трупом человека.

Стационарные состояния характеризуются отсутствием времени (а потому и разговор об их длительности не имеет смысла), нестационарные - его наличием. (Не придирайтесь к тому, что в физике понятие "стационарное состояние" иное: я не смог подобрать другого названия).

Изначально мир существовал в виде ЕД. В результате стремления ЕД достичь совершенного стационарного состояния в виде ЕП произошло Самосотворение: ЕД переродился в ЕР и Вселенную. Но данное состояние явл. нестационарным и не может длиться вечно: результатом будет или ЕП, или гибель ЕР. От чего или от кого зависит результат?

От нас с Вами: точнее, ото всех разумных существ во Вселенной. Дело в том, что ЕР не способен самопроизвольно превратиться в ЕП: только косвенным путем, через разумных существ, живущих во Вселенной, т.е., разумеется, также являющихся частью мира, но особой частью.

Если сравнивать Великое Перерождение (превращение ЕР в ЕП) со строительством здания, то легко заметить, что нам требуются ресурсы двух видов: стройматериалы и труд строителей. "Стройматериалами" явл-ся Айлфир, который вырабатывается всеми живыми существами (можно назвать его энергией, однако он не имеет никакого отношения к энергии в понимании физики). А "строителями" явл. алексеисты. Разумеется, как и все живые существа, люди (в т.ч. и алексеисты) тоже производят Айлфир, однако для Великого Перерождения алексеисты используют весь Айлфир, кем бы он ни был создан. Кстати, неорганическая материя тоже производит Айлфир, но ее вклад ничтожно мал: одна-единственная бактерия превосходит десятки и даже сотни звезд-гигантов.

Как же влияют другие люди? Либо нейтрально, либо негативно: возвращаясь к аналогии со стройкой, первые просто смотрят, а вторые - еще и разворовывают стройматериал, пока рядом нет строителей. Речь идет о чудесах - нарушениях законов природы за счет нецелевого исп-я Айлфир (по сути, творить чудеса - это как топить печку тысячедолларовыми купюрами: можно, но неразумно. За эти деньги лучше сделать нормальное отопление). Истинная вера действительно может двигать горы: вот только Айлфир, ушедший на эти чудеса, уже не пойдет на Великое Перерождение. В итоге из-за маловажных вещей можно потерять все: мир погибнет вместо того, чтобы Переродиться. Т.е. в этом плане противниками Алексеизма явл., напр., верующие тех религий, в которых возможны чудеса, а также всякие колдуны-оккультисты и т.п. Все люди, не верящие в чудеса, в т.ч. атеисты, с т.зр. Алексеизма явл. нейтральными: пусть они и не помогают в Перерождении мира, но и не мешают ему.

Все люди и др. живые существа после смерти становятся частью ЕР, не теряя при этом своей индивидуальности (пожалуй, как ипостаси христианского Бога). В этом состоянии все понимают истинность Алексеизма, но уже поздно: на судьбу мира можно влиять, лишь будучи живым. После смерти можно быть лишь наблюдателем. Можно ли достичь столь же ясного понимания мира, будучи живым? Можно: и такие люди называются мернайлами (аналогия - бодхисаттвы). Например, им был основатель Алексеизма (угадайте кто :)).

Вернемся к аналогии со стройкой. Помните мои слова о том, что "разворовывание стройматериалов" идет лишь тогда, когда рядом нет "строителей"? Это к тому, что в присутствии алексеистов чудеса невозможны: и если великий чудотворец еще может пересилить обычного алексеиста, то присутствие мернайла действует непреодолимо. Тот, кто может двигать горы движением бровей, не шевельнет и песчинки, если рядом есть мернайл. Так что разоблачение чудотворцев - важное занятие для каждого алексеиста: это подрывает веру в чудеса и, следовательно, количество чудес. Т.е. Айлфир уже не тратится на них, а исп-ся по назначению.

Дополнение:

1) В Алексеизме есть и храмы, и ритуалы: это религия, а не философия или нечто типа "Нью-Эйдж".
2) Морально-этические принципы Алексеизма я здесь не описывал, но они будут довольно стандартны: на основе "золотого правила", а точнее - его "продвинутой модификации" в виде категорического императива Канта с добавлением концепции прав человека. Сделаю важное замечание: для алексеистов категорически запрещено участие в религиозных войнах или иное насильственное насаждение Алексеизма. Это один из наиболее худших поступков с морально-этической точки зрения. Только и исключительно мирным путем. В священных книгах будет неоднократно подчеркнуто, что никакого переносного толкования здесь быть не может: только прямое дословное.
3) Непосредственное участие алексеиста в Перерождении мира происходит во время религиозных ритуалов, однако его "сила" определяется тем, насколько его поведение соответствует морально-этическим нормам. Т.е. чем более праведную жизнь ведет алексеист, тем больше его вклад в Перерождение. Аморальный же человек может хоть полжизни провести в алексеистских храмах: его вклад все равно будет ничтожным.



Достоинства Алексеизма:

1) В вопросе о происхождении и существовании мира он отвечает на вопрос "ПОЧЕМУ?", однако не посягает на вопрос "КАК?": т.е. нет ни малейших предпосылок к конфликту с наукой.
2) И Переродиться, и окончательно погибнуть могут только все люди одновременно: а значит, нет оснований ненавидеть кого-либо (т.е. нет такого варианта, что праведники получают после смерти пряник, а грешники - кнут: судьба всех людей неразрывно связана). В итоге морально-этическое поведение алексеистов не имеет корыстного оттенка и соответствует в данном случае поведению атеистов. Т.е. делаешь добро, чтобы было хорошо всем людям, а отнюдь не только ради личного благополучия.
3) Отлично "утоляет экзистенциальный голод" - дает смысл существования, да еще какой! Во многих ли религиях люди могут повлиять не только на свою загробную жизнь, но на судьбу всего мира?! Мне не известно ни одной.
4) С одной стороны, заставляет активно конкурировать с другими религиями (ведь из-за них все труды по Перерождению мира могут оказаться бесполезными), а с другой - не позволяет вести эту борьбу насильственными методами. Такой запрет абсолютно категоричен и не подлежит отмене.
5) Заставляет активно действовать и в светском понимании: ведь чем лучше человечеству, тем больше шансов у мира избежать гибели и Переродиться. Т.к. чем больше алексеистов, тем лучше, то это повод для увеличения рождаемости. Однако не до бесконечности: ведь если людей слишком много, то падает уровень и жизни, а следовательно, возрастает популярность др. религий. Так что в вымирающих странах (как Россия) алексеизм способствует увеличению рождаемости, в перенаселенных - ее сокращению. Т.е. он помогает в решении обеих видов демографических проблем.
6) Как продолжение п.5, алексеизм стимулирует своих последователей заниматься наукой: ведь это незаменимое средство как для увеличения численности человечества, так и для роста уровня жизни.
7) Аналогичное касается и космической экспансии: чем больше безжизненных миров станет местом жительства людей, тем лучше.
8) Отлично приспособлен к существованию в секулярном обществе, и, более того, способствует его формированию (клерикализм не пройдет!). Борьба (ненасильственная) с др. религиями явл. очень важной, а с атеизмом алексеизм конкурировать вполне способен: как и атеизм, он не может противоречить научной картине мира, однако, в отличие от него, дает превосходное средство от "экзистенциального голода". Единственный минус - как и любая религия, "режется" бритвой Оккама. Однако не все люди настолько рациональны, чтобы это стало помехой. В любом случае, с т.зр. алексеизма лучше, если не-алексеисты являются неверующими: ведь они не будут расходовать Айлфир.




.
Метки: ,
 
 
 
(Анонимно) on Ноябрь, 27, 2007 21:24 (UTC)
А где можно записаться в Алексеисты? :)
Мне очень понравилась Ваша остроумная религия! :)
Во многом и по сути она отражает мои взгляды на мир.
Браво! Браво!
Ерпылёв Алексей Сергеевичas_merlin on Ноябрь, 27, 2007 21:45 (UTC)
Да прямо здесь!
Можно написать священные книги и иные вероучительные документы, а затем зарегистрироваться как религиозная группа. Если нас, алексеистов, наберется не менее 10 человек, то через 15 лет можно будет зарегистрироваться в качестве религиозной организации.
И пусть конкуренты боятся! :)))))))))))))))))))))
(Анонимно) on Ноябрь, 28, 2007 16:02 (UTC)
Re: Да прямо здесь!
Хорошая идея! Вот бы запатентовать, а вдруг пригодиться лет этак через ...ать!
А заодно Вас сделать главным идеологом Кремля! :))
(Анонимно) on Март, 4, 2008 19:05 (UTC)
Re: От Кирилла Кирзачёва
Вакансии пророков, как я понимаю, свободны? Хотелось бы взять бронь на два-три места.
Глебglebotr on Март, 18, 2008 06:09 (UTC)
Классно, давайте знакомится!
Это уже не религия, а религиозная философия. Надо больше эгоизма! Вот мое видение темы: http://www.glebsite.ru/all/blog/456/ например :) Или вообще так: http://www.glebsite.ru/all/blog/432/

Ерпылёв Алексей Сергеевичas_merlin on Март, 18, 2008 07:44 (UTC)
Re: Классно, давайте знакомится!
О, тоже неплохо! :)))

А мои оппоненты на форуме Кураева не верили, что можно придумать более-менее оригинальную религию!
У меня получилось, у Вас получилось - значит, и у других получится!
Triprobelatriprobela on Апрель, 2, 2009 16:03 (UTC)
Оригинальной считаю религию, которую описал Филипп Дик в книге "Гибельный тупик". Что-то в роде круто эволюционировавшего христианства, запущенного в космос.
Ерпылёв Алексей Сергеевичas_merlin on Апрель, 2, 2009 16:12 (UTC)
К сожалению, не читал. Рекомендуете?
Triprobelatriprobela on Апрель, 2, 2009 16:21 (UTC)
Ну, это автор "Бегущего по лезвию бритвы". Книга - твёрдая научная фантастика. Если такое нравится, то почитать стоит.
Ерпылёв Алексей Сергеевичas_merlin on Апрель, 2, 2009 16:25 (UTC)
"Бегущего по лезвию бритвы" читал. Вроде еще что-то у него читал.
sa_sha_ssa_sha_s on Январь, 19, 2010 19:04 (UTC)
Весьма оригинально и остроумно. По запутанности и обилию нестыковок (при претензии на абсолютную связность) похоже на христианскую доктрину. Но только этим.
Ничем не хуже какого-нибудь сикхизма, но на два порядка витиеватее. Думаю, спор Вами выигран :))
Ерпылёв Алексей Сергеевичas_merlin on Январь, 20, 2010 14:49 (UTC)
Спасибо! :)))
sa_sha_ssa_sha_s on Январь, 20, 2010 20:07 (UTC)
Вы Пелевина, кстати, почитываете? У его есть целый рассказ, тема которого - история возникновения и первые десятилетия существования некоей религии (выдуманной, конечно). "Мардонги" называется.
Ерпылёв Алексей Сергеевичas_merlin on Январь, 21, 2010 14:57 (UTC)
Я у Пелевина пару-тройку вещей читал - не понравилось. Но данный рассказ не читал. Раз рекомендуете, почитаю. :)
sa_sha_ssa_sha_s on Январь, 21, 2010 19:22 (UTC)
Может, вам будет любопытно, как примерно ту же задачу решил Пелевин. Я только в этом смысле рекомендую.
Вообще же создать выдуманную религию мне не кажется и никогда не казалось невыполнимой задачей, я бы ни с кем подобного пари не стал держать :)))
Ерпылёв Алексей Сергеевичas_merlin on Январь, 22, 2010 14:02 (UTC)
Не, придумать религию несложно. Сложно придумать такую религию, про которую нельзя сказать что-то типа "эта идея - из такой-то религии, эта - из такой-то, эта атрибутика - из такой-то...". И уже тем более нельзя было сказать "Вы взяли такую-то религию, и просто поменяли некоторые названия и термины".

Надо было кардинально изменить картину мира, а не просто имена богов поменять. Большинство фантастов передирают реальные религии, иногда, как у Логинова в "Многоруком боге далайна", меняя этические полюса. Но в большинстве вымышленных религий параллели с реально существующими очевидны.